Содержание страницы
Изделия из древесины – один из самых древних объектов, используемых человеком. Жилые дома, мебель, транспортные средства и их детали, тара, спортинвентарь, музыкальные инструменты, игрушки, школьнописьменные принадлежности и многие другие предметы составляют значительную долю среды, в которой обитает человек, и которые удовлетворяют самые разнообразные материальные и духовные его потребности (рис. 1).
Рис. 1. Общее представление о разнообразии изделий из древесины |
Конструкция изделий из древесины, внешний вид и способы их изготовления (технология) претерпевали изменения вместе с развитием общества, отражая его уровень и стимулируя его прогресс.
Наибольшим разнообразием по конструкции, назначению, применяемым материалам и технологии среди всех видов изделий обладает такая группа, как мебель. В дальнейшем весь процесс разработки проекта изделия будем рассматривать на примере мебели.
Сегодня невозможно представить себе область человеческой деятельности, которая так или иначе не была бы связана с мебелью.
Мебель организует окружающее пространство, создает удобства для труда и отдыха человека, решает задачу эстетического воспитания населения. Для того чтобы понять задачи, стоящие перед конструктором мебели, надо ясно представлять, что такое мебельное изделие.
Термин «мебель» происходит от латинского mobilis – «подвижный».
Определение мебельного изделия включает несколько составляющих:
- мебель как неотъемлемая часть интерьера;
- мебель как часть быта человека; она связана с человеком непосредственно или через предметы, которыми он пользуется;
- мебель как произведение промышленного искусства.
Уже в самом определении мебельного изделия намечены основные проблемы, которые решаются в процессе создания новых конструкций. Эти проблемы порой противоречивы, иногда имеют противоположные цели, но объединяет их общая задача – максимальное удовлетворение потребителя при рациональном расходовании материальных и трудовых ресурсов. Поэтому при проектировании изделия нужно помнить, что оно будет оцениваться с двух точек зрения (причем они могут и не совпадать):
- потребительской (стиль и мода);
- производственной.
Мастерство конструктора и состоит в том, чтобы найти рациональный вариант, удовлетворяющий обе стороны.
Под производственными факторами понимают состояние техники, уровень развития технологии, применяемые материалы и их свойства и др. Эти факторы обусловливают особенности конструкции изделия, влияют на его содержание и структуру, что приводит к внешним изменениям предметов. Например, одно и то же изделие, изготовленное из различных материалов (массивной древесины, ДСП или пластмассы), в каждом случае получится иным по форме, по внешнему виду и цвету, так как свойства этих материалов различны и каждый из них требует своей технологии обработки.
Факторы потребительского характера обусловлены потребностью людей в мебели, которая бы наиболее полно соединяла утилитарную и эстетическую функции, а также была бы прочной и надежной в эксплуатации.
Утилитарный происходит от латинского utilis – «польза, выгода, практичный, прикладной» (тара, решетка для ванны, скалка и т. п.).
Эстетичный – удовлетворяющий требованиям эстетики.
Эстетика происходит от греческого aisthetikos – «ощущение, чувство, учение о прекрасном, об искусстве, о художественном творчестве».
Изделия из древесины могут быть самыми разнообразными – от простых, выполняющих чисто утилитарное назначение (тара, решетки, полочки, т. д.) до самых сложных, выполняющих не только утилитарные, но и эстетические функции (мебель, сувениры, игрушки, т. д.).
Опыт развитых стран показывает, что при проектировании мебели специалисты часто обращаются к наследию прошлого. Но для того чтобы грамотно пользоваться этим наследием, проектировщик должен умело переносить его в современные условия.
Удачно найденный стиль мебели играет не менее важную роль чем правильно решенная конструкция или выбранный материал. Художественная форма мебели, как и всякое творчество, определялась прежде всего общественным устройством в тот или иной период времени. Решающими факторами были географическое положение страны, технические достижения, культурные запросы и вкусы заказчика.
Под стилем в широком смысле понимают устойчивую общность содержания, творческих принципов и художественного выражения наиболее существенных признаков предметов материального творчества, характерных для данного исторического периода.
Под модой понимают относительно непродолжительное существование некоторых стилевых признаков, определяемое достаточно быстрой сменой внешних форм бытовых предметов, отражающих различные веяния моды.
Однако смена мод становится причиной морального старения изделий. При проектировании изделие должно быть таким, чтобы оно морально не старилось до тех пор, пока не будут использованы его физические ресурсы.
Выражать в предметах стилевые ориентации дизайнеру весьма непросто. Среди потребителей мебели существуют приверженцы различных стилевых направлений:
- массовой мебели, демократичного направления;
- прошлых стилей (барокко, рококо, ампира, классицизма и др.);
- высокохудожественной мебели;
- модерна, хай-тека, мебара, кантри, поп-арта и т. д.
При проектировании мебели разработчики выступают в роли дизайнеров, конструкторов и технологов. Видеть и хорошо понимать свойства материалов, технологию, дизайн основа создания современной мебели.
1. Что такое дизайн?
Слово дизайн используется сегодня почти повсеместно: дизайн прически, инженерный дизайн, ландшафтный дизайн, дизайн среды, ТВдизайн и, конечно, дизайн мебели и интерьера. Подобное распространение дизайна – естественный процесс.
Цель дизайна – удовлетворение разнообразных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективной организации предметной и информационной среды жизни и деятельности на основе художественно-образных моделей.
Это работа художника с формой, что позволяет дизайнеру понимать весь круг стоящих перед ним задач: утилитарных, социально-культурных, художественных, технологических.
Толковый словарь разъясняет слово дизайн как глагол и как существительное. Дизайн происходит от английского design – «проектировать, чертить, задумать», а также «проект, план, рисунок, замысел».
Для дизайна характерно моделирование предмета, художественнографическое проектирование, что позволяет проверять, предлагать и отбирать оптимальные варианты композиционных, цветографических, эргономических, антропометрических и других решений. При этом рисунок и модель являются как бы инструментом проектирования.
Дизайн – предметный мир, создаваемый человеком средствами индустриальной техники по законам красоты и функциональности. Сегодня дизайн существует одновременно в двух измерениях, двух мирах – в области чистого искусства и в области техники.
Дизайн создает особый язык специальных понятий. Это понятия общие, фундаментальные для всех искусств, такие как: стиль и стилизация, пространство и среда, композиция, пропорции, пластика, оптические иллюзии, цвет, отношение света и тени, пустоты и объемов тел, цвета и масштаба, ритм, свет, контраст и нюанс, поверхность и фактура.
Вторая группа понятий пришла в дизайн из области техники, конструирования и строительства, ее называют технической. К техническим понятиям относят реконструкцию, перепланировку, кубатуру, перспективу, зонирование, масштаб, эскиз, проект, чертеж, выкраску, декорирование, модуль, план.
Изготовление любого изделия предполагает его изобретение, конструирование, компоновку и технологию производства. В этой цепи творческих поисков место дизайна – компоновка, проектирование новых связей между деталями изделия. При этом учитывается конструктивная целесообразность и технологическая рентабельность.
Дизайн предполагает:
- выдвижение новой хозяйственно-проектировочной идеи;
- разработку новой функциональной структуры;
- рациональное воплощение идеи в выразительное стилистическое оформление предмета;
- стилизацию, эстетическую обработку готовой продукции.
Дизайн – результат проникновения эстетики в технику, вторжение художника в производство, что позволяет делать форму продукта не только целесообразной и конструктивно-логичной, но и эмоционально выразительной, эстетически осмысленной.
Дизайн – фокус пересечения духовной, материальной, научнотехнической, технологической, гуманитарной, индустриальной культур.
Избежать воздействия дизайна, даже задавшись такой целью, невозможно, ибо никому не дано выпрыгнуть из культурного обихода эпохи, обойтись без ее атрибутов (мебели, посуды, средств транспорта, книг и др.).
Дизайн является творческой деятельностью, цель которой – определение формальных качеств предметов, производимых промышленностью; это не только внешний вид, но и структурные и функциональные связи, которые превращают систему в единое целое (с точки зрения, как изготовителя, так и потребителя).
Дизайн стремится охватить все аспекты окружающей среды, которые обусловлены промышленным производством. Из сказанного можно сделать следующие выводы:
- дизайнером может стать каждый, что естественно, как жить, дышать, любить;
- идеи и решения не приходят неизвестно откуда: они внутри и вокруг нас;
- дизайнер – человек, умеющий видеть, замечать, отбирать, комбинировать;
- дизайн – это универсальная проектная деятельность, в орбиту которой входят промышленные изделия, мебель, текстиль, одежда, объекты графического дизайна, малая архитектура и транспорт.
Дизайн, таким образом, отвечает за целостность предметного мира. Дизайнер-мебельщик, или человек, конструирующий изделия из древесины, должен на уровне энциклопедии знать современные виды фурнитуры, порядок ценообразования на конструкционные, облицовочные и отделочные материалы, весь процесс производства мебели (хотя бы приблизительно), технологические возможности своего предприятия, вкусы потребителя в регионе и многое другое.
2. Процесс проектирования изделий (мебели) и его организационные формы
Для изготовления изделия любой сложности первоначально необходимо составить его проект. Работа без проекта ведет к грубым погрешностям в конструкции и форме изделия. Проект позволяет выдержать все точные размеры изготовляемого предмета, изучить конструкцию и воспринять форму изделия в целом. По проекту проверяют размеры деталей, а также выполнение всех требований, которым должно соответствовать изготавливаемое изделие.
Основное требование к проекту состоит в том, чтобы он давал полное представление о конструкции и форме изделий, их отдельных деталей и способах их соединения.
Творческий процесс дизайнерского проектирования сложен и многогранен, какими-либо нормами он не регламентируется.
Каждый специалист-дизайнер находит собственный путь к решению темы на основании накопленного опыта, своего художественного видения – в этом секрет неповторимой уникальности настоящего художественного произведения.
Проектируют мебель проектировщики, конструкторы, архитекторы, дизайнеры. Реализация проектов производится специалистами – столярами-станочниками. Технолог находится между ними. Он должен обладать хорошими знаниями о свойствах конструкционных и других материалов, правилах и основах конструирования, нормировании трудовых и материальных ресурсов, технологии изготовления изделий, станочном парке, инструменте и многом другом.
Создание проекта любого изделия – творческий процесс, в котором взаимно увязываются характеристики и роль различных факторов, влияющих на выполнение проекта и придающих ему надлежащие эстетические качества.
При этом руководствуются:
- стилевой направленностью;
- эргономическими и антропометрическими факторами;
- средствами композиционного решения:
- формой, массой, цветом;
- статичностью, динамичностью формы;
- симметрией, асимметрией;
- пропорциональностью;
- масштабом, ритмом, модулем;
- нюансами, контрастом;
- объемно-пространственной структурой, тектоникой и др.
Правильное определение доли влияния каждого из факторов – результат грамотности, профессионализма мастера.
Неумеренная оценка отдельных условий создания мебели, преувеличение их значимости могут привести к потере художественности, гармоничности и удобства. Например, желание максимально упростить технологию обработки изделия за счет применения только брусковых деталей может придать ему ненужную угловатость, жесткость и невыразительность формы.
При создании мебельных форм роль композиционных факторов является главной. Значение остальных оценивается в зависимости от того, какое подчиненное место они занимают.
Композиционный процесс – основная часть проектирования (рис. 2, рис. 3).
Маркетинг – это одна из систем управления и организации деятельности корпораций (фирм) по разработке новой продукции, производству и сбыту товаров или предоставлению услуг с целью получения прибыли на основе комплексного учета процессов, происходящих на рынке.
Рис. 2. Техника и эстетика в процессе создания промышленных изделий |
Основная часть проектирования композиционного процесса идет следующим образом:
1. Сначала изучается и оценивается устройство проектируемого изделия. Эта оценка основана на детальном изучении и освоении функции или предназначения вещи.
Например, проектируем кресло, определяя: для чего оно предназначено (рабочее, для приемной, отдыха и т. д.); каковы эксплуатационные особенности для пользователя (возможность откинуться, облокотиться, поднять уровень); какое кресло, чрезмерно мягкое или тесное и др.; удобно ли встать с такого кресла, сесть в него; позволяет ли долго сидеть без усталости форма и профиль кресла.
2. Все перечисленные функциональные особенности предмета рассматриваются с точки зрения соответствия конструкции, главная задача которой – обеспечить прочность и длительную надежность в работе при любых формах эксплуатационных нагрузок (шиповые соединения, размеры сечения царг, действие различных сил в различных направлениях, ударные и др. нагрузки).
Рис. 3. Процесс конструирования мебели
3. Создание общей структуры изделия.
Задача структурной проработки – создание гармоничного сочетания всех видимых элементов между собой, определение надлежащих пропорций всех деталей, входящих в общую форму, придание ей цельности. Структура не должна противоречить конструкции.
На этом этапе прорисовывают контуры деталей, их сопряжения, изгибы, толщины. Законченный структурный проект может быть представлен в контурном рисунке, макете. Здесь мастер выступает как художник. Проявляется его умение гармонизировать формы, правильно применять и учитывать прочностные и декоративные характеристики материала.
Структура дает лишь общую форму конструкции изделия, намечая декоративные элементы предмета, не придавая им точной формы.
Здесь же необходимо в наибольшей степени учитывать возможности технологического процесса обработки деталей из древесины. Наличие определенного оборудования может повлиять на выбор структурной формы изделия. Знание технологического процесса всегда поможет преодолеть препятствие при создании необходимой формы детали.
4. Детализация формы – окончательная стадия работы над проектом наиболее сложная и ответственная, где проявляется максимум художественного чутья, знаний, понимания материала, ряда технических вопросов, связанных с окончательной обработкой и отделкой предмета.
На этом этапе главная задача – окончательная проработка всех деталей с учетом текстуры, цвета, характера отделки (выявление тектоники, выполнение декоративных элементов).
Комплексный подход при выборе декоративных средств позволяет как усиливать их, так и уменьшать общий уровень впечатлений (рисунок ткани, мелкие формы, изящество работы).
3. Классификация мебели
Мебель – передвижные или встроенные изделия для оборудования жилых и общественных помещений, садово-парковых и других зон пребывания человека.
Номенклатура мебели – состав изделий для меблировки помещений определенного назначения.
Ассортимент мебели – состав и соотношение отдельных видов изделий либо в выпуске продукции, либо в сфере распределения, либо в сфере потребления.
Структура рынка бытовой мебели формируется, с одной стороны, производителями, с другой – предприятиями торговли.
Структура постоянно усложняется и совершенствуется по мере роста и развития потребительских запросов населения и комфортабельности жилья. Ассортимент мебели отражен в действующем стандарте ГОСТ 20400-2013 «Продукция мебельного производства. Термины и определения». Мебель проектируют отдельными моделями, наборами и гарнитурами.
Модель – образец изделия определенной формы и конструктивного решения, например, стул, стол, шкаф для книг.
Набор мебели – это группа изделий, объединенных одной архитектурно-художественной задачей обстановки помещения с широкой вариантностью по составу изделий и их назначению.
Гарнитур мебели – это группа изделий, согласованных между собой по архитектурно-художественному (стилистическому) или конструктивному признаку, предназначенная для определенной зоны. В отличие от набора, состав гарнитура стабилен, он рассматривается как единое целое.
Мебель классифицируют по эксплуатационному и функциональному назначению, конструктивно-технологическим признакам, применяемым материалам и характеру производства.
По эксплуатационному и функциональному назначению мебель разделяют на бытовую и мебель для общественных помещений. Бытовая мебель объединяет группы изделий, отражающих особенности жилых помещений (гостиной, столовой, кухни и т. п.).
Мебель для общественных помещений отражает специфику тех учреждений, для которых она предназначена (административных зданий, торговых залов, учебных заведений и т. п.)
По конструктивно-технологическим признакам различают мебель:
- сборно-разборную;
- неразборную;
- универсально-сборную, выполненную из унифицированных элементов, различные сочетания которых позволяют формировать изделия, различные по внешнему виду, размерам и даже назначению;
- секционную, состоящую из секций, сблокированных по высоте или ширине изделия (секция – это законченная мебельная конструкция, которую можно использовать и как самостоятельное изделие, и как составную часть сблокированного);
- встроенную;
- трансформируемую, форма и назначение которой могут меняться в процессе эксплуатации;
- корпусную, основной элемент которой − корпус, т. е. коробчатая объемная конструкция;
- брусковую, основные элементы которой имеют брусковую форму;
- гнутую;
- выклейную;
- плетеную.
По применяемым материалам мебель классифицируют в зависимости от преобладающего в ней материла: мебель из древесных материалов и древесины, из пластмассы, из металла.
По характеру производства мебельные изделия разделяют на экспериментальные, серийные, массовые.
Мебель в первую очередь служит удовлетворению практических потребностей – лежанию, сидению, работе, размещению предметов и т. п., одновременно предметы мебели имеют особое значение как элементы формообразования интерьера (рис. 4).
Рис. 4. Мебель как элемент формообразования интерьера |