Требования, предъявляемые к мебели

Требования, предъявляемые к мебели

Мебель должна иметь красивую форму. Мебель, как предмет товаров культурного назначения, выполняет важную воспитательную функцию. В процессе проектирования изделия художник-конструктор стремится максимально и правильно выделить главный признак изделия – назначение и функциональность. Основными средствами определения функциональности являются форма и цвет изделия.

Внешний вид мебели (форма, цвет и рисунок) должен отражать реалистическое восприятие жизни и технический прогресс, который все больше проникает в повседневную жизнь. Свойства новых материалов и рациональные способы производства оказывают влияние на вид изделий.

При проектировании и оценке красиво оформленных предметов потребления следует учитывать определенные закономерности, которые не укладываются в формулу, а диктуются вкусом и способностью к восприятию формы. Восприятию формы можно научиться путем постоянных упражнений на хороших примерах. Это важная задача каждого мебельщика. Форма изделия в ее геометрическом виде характеризуется тремя измерениями во взаимно перпендикулярных направлениях и в зависимости от преобладания одного, или двух измерений, или равенства всех трех может быть объемной, плоскостной или линейной.

В настоящее время в обиходе человека имеется более 4 тыс. видов изделий и предметов, имеющих определенное назначение и форму, через которые проявляется основное функциональное качество. Естественно, изменение технических средств изготовления предметов, появление новых современных материалов, техническое усовершенствование ведут к постоянному изменению формы изделий.

Процесс изменения формы изделий предметного мира называется процессом формообразования. Каждый предмет с течением времени в процессе формообразования меняет свою форму, но назначение предмета остается при этом постоянным. Изменение форм изделий происходит под влиянием причин, которые получили название формообразующих факторов.

Рассматривая все многообразие формообразующих факторов, можно условно разделить их на несколько групп, связанных между собой.

Первая группа – это факторы, вытекающие из функциональности изделия и его социального назначения. Назначение предмета прежде всего определяет его форму и является основным из формообразующих факторов, а также определяет социальную сущность нового изделия, его роль в общем социальном прогрессе общества и воспитании человека. Этот фактор настолько важен, что обязательно повлияет на все другие формообразующие группы факторов. Функциональность предмета, его назначение должны быть четко сформулированы в техническом задании на проект изделия.

Вторая группа – это факторы, вытекающие из необходимости учета окружающей среды при эксплуатации изделия; они способны по-разному влиять на форму изделия: как напрямую, так и через другие группы факторов.

К факторам среды можно отнести

  • состояние воздуха, при котором используется изделие (температура воздуха, влажность, запыленность, наличие вредных газов);
  • место работы изделия (закрытое помещение, под навесом, на открытом воздухе);
  • климатические условия (средняя полоса, условия севера, тропические);
  • условия местности (горные, равнинные, сухие степные, лесные, влажные болотистые).

К эксплуатационным факторам относят характер работы предмета, вид нагрузки (статическую, динамическую, ударную); вид обрабатываемых материалов (их химическую природу, прочность, твердость, агрессивность и т. д.).

Третья группа – это факторы, определяемые поведением человека, его психофизиологическим состоянием в процессе общения с предметом. Эта группа факторов изучается эргономикой.

Четвертая группа – это факторы производственно-технологические. Они определяются условиями изготовления изделия, наличием той или иной производственно-технической базы.

Пятая группа – это архитектурно-художественные факторы, которые определяются стилевыми направлениями в формообразовании, современными течениями моды. Стилевые направления в формообразовании строятся в основном на взаимоотношениях стилей прошедших периодов времени, их преемственности, отборе наиболее совершенных с точки зрения современников элементов того или иного стиля. Эта группа факторов определяет композиционное решение форм предмета.

Гармонично спроектированное изделие мебели – это комплекс взаимосвязанных элементов, не создающих впечатления прибавления или вычитания какого-либо из них. Каждая деталь должна соответствовать назначению и общему виду, в противном случае она будет лишней.

Основной закономерностью художественного конструирования является единство художественно-выразительной формы и практического назначения, построение вещей в строгом соответствии со свойствами и возможностями материала и технологией производства.

1. Социальные требования

Мебель сопровождает человека во все время его существования, которое различается в разных культурах. Дизайнер обязан учитывать эти особенности. Разработанная мебель должна быть социально ориентированной. Социальные свойства, целевое назначение и адресность мебели определяются:

  • номенклатурой, формой, структурой, параметрами;
  • возрастными особенностями (детством, юностью, зрелостью старостью);
  • типом семьи и возрастно-половым составом: эти признаки позволяют установить основные функциональные зоны;
  • социальным статусом, характером труда, образовательным уровнем;
  • экономическими возможностями приобретения мебели;
  • материально-художественной культурой общества.

2. Функциональные требования

Мебель должна соответствовать целевому назначению и условиям эксплуатации. Для этого следует учитывать:

  • соответствие мебели назначению, окружающей среде, условиям эксплуатации;
  • потребности разных возрастных групп, оптимальность номенклатуры изделий;
  • полезные объемы емкостей, рациональное внутреннее устройство и заполнение;
  • рациональные способы хранения предметов (назначение, количество, массу, объем) и их совместимость;
  • удобство пользования и доступа, возможности передвижения;
  • компактность, комфортабельность и мобильность, блокирование;
  • удобство ухода и уборки.

3. Эргономические требования

Эргономика (от греч. еrgon – «работа» и nomos – «закон») – научная дисциплина, изучающая функциональные возможности человека в трудовых процессах, закономерности создания оптимальных условий для высокопроизводительного труда и обеспечения необходимых удобств, содействующих развитию способностей работника. Эргономика использует данные технических наук, инженерной психологии, физиологии, антропометрии, гигиены труда, а также социологии.

Функциональные связи в системе «человек – мебель – среда» многообразны и заключаются в организации пространства, удобном размещении и хранении предметов, удобстве пользования ими, оптимальном расположении тела человека, ограничении влияния вредных воздействий и др. Это все обусловливается эргономическими требованиями к разрабатываемым изделиям и организации интерьера: антропометрическими, физиологическими, психологическими, психофизиологическими, социально-психологическими, гигиеническими.

Антропометрические требования предопределяют соответствие структуры, формы, размеров мебели форме, размерам, массе и анатомии человеческого тела.

Антропометрия (от греч. аnthröpos – «человек» и metreö – «мерю») – один из методов исследования, заключающийся в различных измерениях частей человеческого тела.

Физиологические требования регламентируют соответствие мебели физиологическим свойствам человека (силовым, скоростным, биомеханическим и энергетическим возможностям).

Физиология (от греч. physis – «природа» и logos – «понятие, учение») – наука о функциях.

Психофизиологические регламентируют условия визуального комфорта и ориентирования в предметной среде. Соответствие мебели зрительным, слуховым и другим возможностям человека.

Психологические предопределяют соответствие мебели психологическим особенностям человека (памяти, восприятия, характера, темперамента, эмоций, настроения, интересов, способностей и др.).

Психология (от греч. psyche – «душа» и logos – «понятие, учение») – наука о закономерностях, развитии и формах психической деятельности; психика, особенности характера, душевный склад.

Гигиенические определяют условия, влияющие на здоровье человека. Гигиеничность мебели связана с показателями удобства уборки, применения нетоксичных материалов, безопасной фурнитуры, цветостойкости, отсутствия шума, скрипа. Предполагают рациональные параметры микроклимата в помещении, освещенности.

4. Конструктивные требования

Конструкторская проработка изделия выполняется двумя специалистами – сначала дизайнером, затем конструктором. Дизайнер должен хорошо понимать свойства материалов и технологию, а технолог и конструктор – основы дизайна. Они должны правильно учитывать прочностные характеристики материала и величины действующих нагрузок при определении сечений несущих деталей, назначать необходимое количество шкантов, стяжек, место их расположения и др. Принятые решения конструктор оформляет в соответствующих документах – рабочих чертежах, спецификациях, техническом описании изделия.

К конструктивным требованиям следует отнести следующее:

  1. конструкцию изделия, его форму, размеры, количество и объемы емкостей для хранения. Их взаимное расположение в изделии следует принимать в соответствии с функциональным назначением и эргономическими требованиями;
  2. конструкция изделия должна быть технологичной с минимальной материалоемкостью, простой в сборке и удобной в эксплуатации;
  3. детали и сборочные единицы изделия должны быть унифицированными и взаимозаменяемыми;
  4. при разработке конструктивных схем изделий для их многовариантности следует применять приемы комбинаторики и унификации;
  5. конструкционные, облицовочные и отделочные материалы необходимо подбирать в соответствии с эксплуатационными свойствами изделия, его надежности, безопасности, эстетичности, экономичности;
  6. для выполнения многовариантности внешнего вида изделия необходимо применять различные варианты цветовых решений в отделке, в приемах декорирования, разнообразные облицовочные материалы;
  7. изделие должно быть прочным, надежным, долговечным (в соответствии с требованиями ГОСТа).

В процессе эксплуатации изделия подвергаются различным нагрузкам, внешним воздействиям окружающей среды. При этом изделия могут изменять свои размеры, форму, за счет возникающих напряжений могут разрушиться соединения или отдельные элементы, поэтому необходимо согласованно с конструктивными требованиями учитывать и технические правила конструирования:

  1. Сечения щитовых и брусковых деталей, воспринимающие значительные внешние нагрузки, должны приниматься с таким расчетом, чтобы их деформации за время эксплуатации изделий не превышали допустимых величин.
  2. При конструировании изделий необходимо учитывать волокнистое строение древесины. Направление внешних сжимающих и растягивающих сил должно совпадать с направлением волокон древесины, а изгибающих – быть к ним перпендикулярным (рис. 1). В связи с этим криволинейные детали с малым радиусом кривизны следует изготавливать гнутыми, гнутоклееными или гнутопропиленными.

Изменение механических свойств древесины, например сосны, при различном наклоне волокон характеризуется следующими показателями, %:

Наклон волокон, град…………………………….. 9 12 0
Предел прочности:
при сжатии вдоль волокон ……………….. 96,4 97,3 100
при растяжении вдоль волокон…………… 80,4 76,1 100
при статическом изгибе………………………. 95,5 89, 4 100
  1. Оптимальная конструкция детали − та, в которой участки, воспринимающие повышенные напряжения, имеют увеличенные сечение, прочность или жесткость, а воспринимающие малые напряжения наоборот, т. е. вся конструкция изделия должна быть равнопрочной.
  2. Детали изделий следует конструировать так, чтобы неизбежные изменения их размеров и формы при колебаниях температуры и влажности были минимальными. Для этого широкие детали необходимо выполнять не из цельной древесины, а из отдельных делянок клеенными по кромке или пласти (рис. 2). Если брусок имеет в сечении больше чем 100 × 50 мм, он должен быть клееным.
  3. Конструкции изделий мебели должны быть такими, чтобы возможные отклонения размеров и формы деталей, а также неточности сборочных работ минимально, а то и вовсе не влияли на внешний вид и качество функционирования изделий.
  4. При конструировании мебели необходимо принимать рациональные способы соединений, оптимальное количество стяжек, шкантов и др., правильно назначать допускаемые отклонения размеров и формы деталей, шероховатость их поверхностей и т. п.
  5. Конструировать изделия нужно так, чтобы неизбежные деформации отдельных частей происходили свободно, но без нарушения прочности и формы самого изделия (рис. 3).
  6. Детали, опасные с точки зрения коробления, надо конструировать симметричными, т. е. щиты обязательно облицовываются по пласти с двух сторон одинаковыми или равноценными по упругости материалами (рис. 4).
  7. При конструировании столярных изделий нужно проектировать все детали и соединения такими, чтобы их можно было выполнить на станках, т. е. они должны быть технологичными.
  8. Необходимо так проектировать изделия, чтобы они по своей форме, размерам и конструкции были рациональны, вполне отвечали своему назначению, удовлетворяли техническим условиям и санитарногигиеническим требованиям.
  9. Любое изделие должно удовлетворять эстетическим требованиям.
Направление внешних сжимающих и растягивающих сил Клееный брусок
Рис. 1. Направление внешних сжимающих и растягивающих сил с учетом волокнистого строения древесины Рис. 2. Клееный брусок
Филенка, вставленная в рамку Симметричное облицовывание плит ДСтП
Рис. 3. Филенка, вставленная в рамку Рис. 4. Симметричное облицовывание плит ДСтП

5. Технико-экономические требования

Предполагают воплощение образа изделия в реальном материале и промышленной технологии. Уровень технологичности и качество изделия определяются качеством разработанной конструкторской документации.

Оценка технологичности конструкции может быть качественной и количественной.

Качественная характеризует технологичность изделия на основе опыта специалистов (конструктора, технолога), когда определяется лучший вариант конструктивного решения изделия.

Количественная дает возможность определить технологические свойства изделий и наметить пути их оптимизации, опираясь на следующие показатели: технологическую трудоемкость, материалоемкость, планирование затрат, типизацию технологических процессов, уровень унификации деталей и изделий.

Трудоемкость изделия рассчитывают в нормо-часах, затрачиваемых на его изготовление.

Материалоемкость изделия определяют суммарными затратами на сырье, материалы и комплектующие элементы.

При отработке изделий на технологичность необходимо соблюдать следующие принципы и положения.

  1. Конструкцию и форму изделий необходимо проектировать с учетом технических характеристик и возможностей технологического оборудования из стандартных и унифицированных деталей и сборочных единиц; детали нужно изготавливать из стандартных материалов и заготовок, избегать сложных форм, многообразия шипов, гнезд и т. п.
  2. Форма деталей должна позволять обрабатывать их с минимальной трудоемкостью по рациональной технологии и на высокопроизводительном оборудовании, по возможности иметь короткий технологический процесс изготовления не в ущерб точности и качеству. Размеры деталей и качество поверхности должны быть экономически и конструктивно обоснованы. Точность, шероховатость, материалоемкость должны быть минимальными, а материалы – прогрессивными и экономичными.
  3. Технология сборки должна быть простой, легкодоступной для механизации и контроля качества, а конструкция изделий должна обеспечивать удобство транспортирования, сборки на месте потребления, а также в процессе эксплуатации и ремонта.
  4. Повышать качество изделий можно постоянно анализируя производственный процесс, выполняя все основные виды контроля качества (входной, операционный, контроль технологических процессов, приемочный), выявляя «узкие места» в технологическом процессе и устраняя их.

Унификация (от лат. unus – «один» и facio – «делаю») – рациональное сокращение числа объектов одинакового функционального назначения.

Цель унификации – повышение производительности труда, снижение затрат на изготовление и эксплуатацию продукции, улучшение ее качества, обеспечение взаимозаменяемости изделий.

Уровень унификации определяется отношением числа типоразмеров деталей к общему числу деталей данного изделия:

Уровень унификации ,

где Н – общее количество типоразмеров деталей в изделии; Д – общее количество деталей в том же изделии.

6. Эстетические требования

Изделия мебели формируют область прикладного искусства, которая имеет много общего с архитектурой и дизайном. Изделия мебели формируют среду обитания человека и отражают его эстетические запросы, формируют художественные вкусы.

Эстетические требования включают:

  • образную выразительность, характеризующую эстетические представления и культурные нормы, сложившиеся в обществе;
  • закономерности эстетической культуры и творческих направлений;
  • черты господствующего стиля и моды;
  • свойства предметов, отражающие смысловые и эмоциональнообразные особенности возрастных групп;
  • рациональность форм;
  • композиционные средства выражения;
  • цветовую гармонию.

В процессе формообразования изделий мебели дизайнер, конструктор должны умело сочетать различные требования к изделию, грамотно применять приемы и средства композиции.

Композиция (от лат. сomposition – «сочинение, составление; соединение, связь») – построение произведения, соотношение отдельных частей (компонентов) произведения, образующее единое целое.

Композиция – это совокупность отдельных закономерно расположенных и взаимосвязанных частей в едином гармоничном целом. Закон гармонического единства содержания и формы любого архитектурного или художественного произведения – один из основных законов теории композиции. Средства композиции и основные принципы формообразования:

  1. Выразительность – основа, на которой строится впечатление, производимое этим предметом на зрителя. Если в результате такого рассмотрения появляется эстетическое удовлетворение предметом, значит, в нем имеется красота – необходимое условие искусства.
  2. Гармоничность – такое качество предмета, при котором глаз не ощущает несоответствия размеров частей и деталей, сочетания цветов, раздражающих глаз и кажущихся неприятными.
  3. Цельность тесно связана с совершенством общей структуры предмета и ее закономерностью. Впечатление цельности создается композицией, ясно читаемой системой внутреннего развития, соразмерностью деталей, частей, при этом не возникает желания что-либо добавить или убрать.
  4. Пропорции выражают количественную взаимосвязь частей и целого, выступающую в виде различных математических отношений – в правильности геометрического строения форм, в строгом соблюдении единой пропорциональной меры строения как отдельных частей, так и целого.

Пропорцией называется отношение двух или нескольких величин друг к другу. При проектировании мебели для жилых комнат ее размеры приводятся в соответствие с пропорциями современного жилищного строительства. Вокруг нас постоянно встречаются различные соотношения величин.

Особенно гармоничными кажутся нам пропорции, встречающиеся в природе: листья и цветки растений, тела животных и человека. Наиболее гармоничное соотношение величин называют золотым сечением.

  1. Центр композиции – главный элемент или часть произведения, легко заметная на общем фоне окружающих или примыкающих к ней частей.
  2. Уравновешенность одинаковость правых и левых частей предмета, состояние формы, при котором все элементы сбалансированы между собой относительно композиционной оси. Композиционную ось не следует понимать буквально: это ось мысленная, ее существование определяется наличием фигур, так или иначе тяготеющих к такой воображаемой линии и создающих ощущение оси за счет количественного равенства деталей или узора по обе стороны от нее.
  3. Статичность – это формы с явно выраженным состоянием покоя, незыблемости, устойчивости.
  4. Динамичность – активная односторонне направленная форма.
  5. Симметрия (от греч. symmetria – «гармония, соразмерность») – активное средство композиции; может быть зеркальной, осевой, винтовой.

Закономерности симметрии

Предмет кажется гармоничным, если он выражает определенные закономерности симметрии, что достигается подбором и распределением отдельных элементов. Применение симметричных форм основано на спокойном и уравновешенном действии этого принципа. Однако отдельные элементы иногда выполняют асимметрично, создают напряженные отношения и «оживляют» предмет (рис. 6).

Оформление фронтальных поверхностей
Рис. 6. Оформление фронтальных поверхностей: 1 – симметрично; 2 – асимметрично; 3 – неправильное членение фронтальной поверхности

Для сохранения гармонии необходимо путем определенного расположения определяющих элементов снова восстановить равновесие, здесь решающим является способность проектировщика к восприятию формы. Некрасивое распределение центров тяжести легко может произвести впечатление перекошенного или косо стоящего предмета. Такая мебель кажется негармоничной и неорганичной. При умеренном применении асимметрии можно достичь интересного воздействия при условии, что сохраняется равновесие. В производстве мебели часто встречаются небольшие отклонения от симметрии, которые создают напряжение и «оживляют» мебель:

  1. Метр – простейший порядок, основанный на повторении равных элементов. Он подобен чередованию тактов в музыке. Повтор облегчает восприятие формы, делает ее четкой и ясной.
  2. Ритм – более сложный (чем метр) порядок чередования элементов композиции. Он основан на неравномерном изменении (резком, плавном, строгом, свободном, простом, сложном) их свойств (величины, интервалов, акцентов, пауз).

При регулярном повторении определенных элементов украшения взгляд человека, осматривающего мебель, систематически следует от одной детали к другой. Здесь наличествует ритм формы, гармоничное движение, благодаря чему сильнее подчеркивается характер целостности (рис. 7).

Вертикальное расположение выдвижных ящиков

Рис. 7. Вертикальное расположение выдвижных ящиков

(в комбинации с горизонтальным фризом придает всему предмету законченность)

3. Контраст – сочетание противоположных характеристик, резкое отличие элементов композиции. Выбор степени контраста определяется на основании художественного чутья и практического опыта.

Контрасты представляют собой противоположности, применяются для выделения определенных деталей. Контрасты могут быть достигнуты самыми различными способами: с помощью цвета, формы, материала, расположения различных поверхностей.

Применение различных способов контрастирования требует соответствующего вкуса, чтобы не вызвать слишком большого напряжения. Предмет должен оказывать оживляющее действие и быть интересным, но не должен очень бросаться в глаза. Слишком резкие контрасты нарушают единство (рис. 8).

Резкие контрасты цвета оптически нарушают единство
Рис. 8. Резкие контрасты цвета оптически нарушают единство

4. Нюанс – тонкое различие, когда характеристики элементов композиции изменяются плавно в сторону усиления или ослабления; слабое различие элементов композиции по композиционным признакам.

5. Тектоника (от греч. tektonikë – «строительное искусство») – художественное выражение закономерностей конструктивного строения. Конструктивные элементы становятся тектоничными, когда преобразуются в единую систему, выявляющую как конструктивную, так и обусловленную ею композиционную, художественно-образную структуру.

Тектонически организованная форма зримо отражает работу конструкции и материала, принципы технологического построения изделия, распределения нагрузки, соотношение масс, легкость и тяжесть, прочность и устойчивость, т. п. Эффективное использование этого средства в дизайнерских формах (мебели) сопряжено с решением, по сути, двух противоположных задач: раскрытием в форме конструктивной основы и, наоборот, ее закрытием путем наложения на эту основу декоративных элементов.

6. Цвет. Корпусная мебель состоит преимущественно из плоских конструктивных групп, которые для достижения гармоничности могут варьироваться по размерам, форме, расположению и цветовому решению.

Цветовое решение поверхностей и декоративного рисунка имеет очень большое значение, так как человек прежде всего воспринимает цвет, а уж затем форму. Каждая поверхность имеет цвет, заданный применяемыми материалами. Цветовую гамму можно определять при помощи цветового круга-спектра. С учетом назначения мебели и конкретного освещения на месте ее установки могут быть использованы различные варианты цветовых решений.

7. Наряду с цветом важную роль играет рисунок поверхности (рис. 9). Одноцветные поверхности без декоративного рисунка подчеркивают форму. С помощью рисунка большей частью создается более оживленное восприятие. Контуры отступают на задний план и кажутся видоизмененными.

Впечатление от различных рисунков
Рис. 9. Впечатление от различных рисунков1 – спектр; 2 – одноцветная поверхность, подчеркивающая контуры; 3, 5 – рисунок с определенным направлением линий, оптически изменяющий пропорции; 4 – беспорядочный рисунок, стирающий контуры

8. Масштаб – соотношение размеров предмета и его деталей и размеров человека, назначения изделия и окружающего пространства.

9. Масса – одно из важных художественных средств композиции; она может усилить или ослабить воздействие формы на чувства человека, воспринимающего ее, вызвать сильные эмоции.

Художественные требования, предъявляемые к современной мебели, исходят из того, что она, как всякий продукт человеческого труда, создается для удовлетворения практических нужд человека. Ее создание, проектирование и изготовление определяются целым комплексом требований: социально-экономических, производственно-технологических, функциональных, эргономических, конструктивных и эстетических, которые действуют не изолированно, а в тесной связи друг с другом, определяя рациональную форму того или иного мебельного изделия или группы изделий.

При оценке качества мебельного изделия следует учитывать следующие основные требования:

  1. мебель должна быть целесообразной и надежной в эксплуатации;
  2. применяемые материалы должны быть соответственно обработаны;
  3. мебель должна быть красивой по форме;
  4. конструкция и форма должны соответствовать современной технологии производства.